сайт педагога ДОУ Людмилы Тюриной

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей

 Формирование предпосылок УУД в ДОУ

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.  Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение  в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие  познавательной деятельности дошкольников – один  из основных аспектов готовности детей к школе. В  процессе познавательной деятельности формируются умственные,  эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются  психические процессы: произвольное внимание  и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки,  благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

Образовательная  деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

Необходимо понимание важности преподносимого материала.

Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания,  предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание  познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Что же такое универсально учебные действия?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

 

Личностные  УУД

Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности

(какое значение смысл имеет для меня учение);

Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками  личностных УУД являются:

· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

· формирование познавательной и социальной мотивации; 

· формирование адекватной самооценки;

· формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

· формирование способности учитывать чужую точку зрения;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

 

Регулятивные УУД

Целеполагание – умение  сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку

взрослого и сверстника;

 

Предпосылками  регулятивных УУД являются:

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение сохранять заданную цель;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

· умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение контролировать свою деятельность по результату;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

· готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

· умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

· умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

 

Познавательные УУД

· Ориентировка  в пространстве и времени;

· Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

· Умение работать по заданному алгоритму;

· Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

· Умение работать по книге;

· Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

· Умение работать по иллюстрациям.

· Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

· Классификация

· Анализ

· Синтез

· Сравнение

· Обобщение

· Сериация

· Сернация

· Исключение лишнего

· Подбор подходящего 

· Установление причинно-следственных связей и др.

· Использование  знаково-символических  средств

· Моделирование

 

 

Предпосылками  познавательных УУД являются:

· навыки сформированности сенсорных эталонов;

· ориентировка в пространстве и времени;

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

· умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

· умение выделять существенные признаки объектов;

· умение устанавливать аналогии на предметном материале;

· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

· умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

· умение производить анализ и синтез объектов;

· умение устанавливать причинно-следственные связи.

· ориентировка в пространстве и времени;

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение ориентироваться в книге;

· умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

· умение находить нужную страницу;

· умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

· умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

· умение пользоваться  простейшими  инструментами.

 

Коммуникативные УУД

· Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

· Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

· Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

· Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

· Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

· Владение невербальными средствами общения;

 

Предпосылками коммуникативных УУД  являются:

· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

· строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнера по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

· формулировать собственное мнение и позицию;

· строить понятные для партнёра высказывания; 

 

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются  следующие задания:

o участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во  время обсуждений, рассуждений и споров  дети учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

o подведение промежуточных итогов и итогов  занятия – во время подведения итогов у  детей происходит  осмысление полученных знаний и опыта;

o творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

o самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения  на занятии, а также может быть предложено,  оценить работу других детей;

o дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Для формирования  предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование  следующие задания:

o классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

o анализ – предлагается выделить, расчленить  объект на составляющие его элементы;

o синтез – объединение отдельных компонентов в целое;

o сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия  в предметах;

o обобщение – выделение  общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

o сериация – установление  последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

o сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

o исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

o прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

o работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения  типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;

o знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

o работа со схемами, составление схем-опор;

o решение логических задач – решение различных логических задач,  в том числе и задачи с отрицанием;

o установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Для формирования предпосылок регулятивных УУД  возможны следующие виды заданий:

o «преднамеренные ошибки» –  детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

o поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки  по заданной теме;

o взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

o взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения  этого задания;

o заучивание материала наизусть – предлагается выучить  стихотворение, потешку, скороговорку,  и др. наизусть;

o «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

o контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.


Для формирования предпосылок коммуникативных УУД  можно предложить следующие виды заданий:

o «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

o составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.

o  «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

o «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);

o обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

o групповая работа – любая совместная групповая работа формирует  коммуникативные УУД;

o «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или  прокомментировать картинку.

o «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой  теме или по определенному заданию.

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания,  такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Способы формирования  УУД

§ Опираться  на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;

§ Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;

§ Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

§ Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

§ Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

§ Тренировать  мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;

§ Развивать коммуникативные способности детей,

§ вербальную и невербальную речь, творческие способности

§ и навыки самоконтроля;

§ Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и

§ ее эффективности, а не на достижениях;

А также,

§ Дошкольнику требуется личный контакт с ним;

§ Атмосфера  успеха;

§ Помощь в  обретении уверенности в своих силах и способностях;

§ Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;

§ Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.

§ Поощрение  и похвала.

§ Принятие его таким, какой он есть;

§ Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).

Портрет выпускника ДОУ

 

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный (личностные результаты)

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый (личностные результаты). 

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).

Ребенок имеет представление:

 - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; 
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

 - о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

1 октября 2016 в 18:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.